Культурное житие Баден-Бадена
Наши в диаспоре
В поисках "обетованного рая"
Сюжетом для данной статьи послужило общение с художниками и публицистами, эмигрировавшими в свое время в Германию и США. Интересно было понять, удалось ли им обрести собственное "я" на чужбине. Кто-то уехал в надежде на спокойную жизнь и обеспеченную старость, кто-то занят поисками "идеального", а кому-то приходится "раздваиваться" и жить между Киевом и Нью-Йорком, потому что так сложились жизненные обстоятельства. Кто-то счастлив, а кто-то вынужден метаться по миру, кому-то одиноко и горестно на чужбине, но и в возвращении на родину не видит смысла.
1.Культурная жизнь Баден-Бадена.
В Германии, как одной из высокоразвитых европейских стран принято уделять огромное внимание вопросам культуры. Естественно, в том же Берлине или баварской столице – Мюнхене, или главном городе земли Гессен – Франкфурте-на-Майне культурная жизнь кипит не меньше, чем в Киеве. Но что можно сказать о Баден-Бадене, так называемой "центром Европы", географически, как известно, этот самый центр Европы расположен в западноукраинском Рахове. А что касается славы Баден-Бадена как "летней культурной европейской столицы", то этот эпитет был актуален лет 150 назад, если не больше. Кто здесь только не бывал: Федор Михайлович Достоевский за семь недель пребывания здесь (чаще он жил в Висбадене под Франкфуртом) проигрался в пух и прах в знаменитом казино, наодалживал денег у Ивана Сергеевича Тургенева и тоже проиграл, а долг смог вернуть только много лет спустя, поперезакладывал даже носильные вещи и украшения жены Анны Сниткиной и все равно никак не мог избавиться от своего увлечения азартными играми, именно здесь и был вдохновлен на создание романа "Игрок". Иван Сергеевич Тургенев прожил здесь с 1863 по 1870 годы и потом еще бывал здесь наездами, на него даже обратила внимание сестра Фридриха Ницше во время прогулки. Музой Тургенева пожизненно была известная певица и педагог Полина Виардо, поговаривали даже, что неизвестно, кто действительно является отцом ее младшего сына Поля – законный муж или?.. Несколько раз сюда заежал и Гоголь. Вдова композитора, пианистка Клара Шуман имела здесь изысканный салон.
Сегодня в Бадене есть несколько "культурных мест": музей современного искусства Фрайдера Бурда, городская художественная галерея, курхаус, где проводятся концерты (в одном здании с казино) и Дворец музыкальных фестивалей, открытый в 1998 году. Билеты в музей стоят 8 гривен, а цены на корнцертные мероприятия колеблются от 15 до 250 евро – в зависимости от класса мероприятия и престижности мест (на гастроли оперной певицы, солистки Санкт-Петербургского Мариинского театра, много лет работающей по контракту за границей, Анны Нетребко самые дешевые, "галерочные" места стоили 50 евро и был полный аншлаг). Местные художники, которые являются членами "Общества поддержки молодых художников", созданного в 1955 году, выставляются в помещении бывшей паровой бани – "Дамфбаде".
Журналисты из Санкт-Петербурга Евгений Пазухин и Елена Жаворонкова, которые живут здесь уже более десяти лет, написали замечательную книгу "Будем делать Баден-Баден" (названием книги послужила строчка из шутливого стихотворения Андрея Воркунова:
а едва зашторит вечер
нашу тесную избушку,
будем делать Баден-Баден
все на свете расстегая.
Само название города произошло не от немецкого "баден", что означает каупаться и не является призывом к всенепременному купанию в термальных источниках, полюбившихся здесь еще древним римлянам. Авторы книги пишут, что "Баден-Баден" следует прочитывать, как "Воды-Воды", да и официально сдвоенное название городка стало писаться лишь в начале ХХ века, а до этого произносилось лишь изустно, с целью отличать название маркграфства Баден со столицей в Карлсруэ от города, входящего в его состав. Название "Воды-Воды" звучит для него символично: в средневековье в периоды эпидемии чумы и холеры открывали все краны, сдерживающие напор источников и тогда мощные струи минеральной воды текли и затопляли городские улицы. Архивные данные свидетельствуют, что тем не менее такая своеобразная "санация" города способствовала сведению последствий эпидемии к снижению вспышек.
2. Виновный в "краже одуванчиков".
Е. Пазухин и Е. Жаворонкова провели колоссальную работу по сбору материалов и сама книга читается на одном дыхании, словно увлекательный роман. Тургенев и Достоевский предстают как живые на ее страницах, складывается впечатление, что мы находимся с ними на прогулке по Лихтентальской аллее, которая украшает город уже 350 лет. Но авторы дают не только исторический экскурс, несколько разделов посвящены и жизни современного города. Отдельная глава посвящена современным художникам, один из которых, например, прошел весьма суровые испытания и тем не менее нашел в себе силы вновь вернуться к творчеству: "Ганс-Йоахим Тегельбекерс. Из чрева матери, он, похоже, вышел с карандашом в руке. Закончив Карлсруйскую Академию искусств, стал работать учителем рисования в Шварцвальде: ученики его нещадно травили. В конце концов, он покинул школу со столь плохой аттестацией, что его педагогический диплом был аннулирован.
Ко всем несчастьям прибавилось еще то, что он, упав на льду, повредил позвоночник. В течение 20 лет перебивался редкими выставками и продажей по дешевке ландшафтных гравюр. Один из главных творческих и жизненных стимулов для художника – с детства пробудившаяся в нем страсть к цирку. Во время гастролей он не пропускает ни одного представления, делает наброски, "портреты" животных. Решил завести собственных зверей: "Я приобрел морскую свинку, – вспоминает Ганс, – у свинки появилось потомство и вскоре их оказалось уже 50 или 60. Звери жили в маленьком садовом домике, где находилась моя мастерская. Там же жили и пауки, и птицы, и прочая живность. Так что было тесновато. Но я хотел иметь животных, чтобы все время их рисовать.
А еще я рисовал золотых рыбок и ящериц – все картинки маленького формата. Но зверей было так много, что брат, с которым я в то время жил, стал резко протестовать. Его также раздражало то, что весь подвал был забит моими находками: камнями, корнями, деревяшками и тому подобным".
Выяснилось, что зверей надо кормить.А он и сам-то мог прожить, лишь благодаря службе социальной помощи, работники которой внимательно за ним присматривали и, в конце-концов, "застукали". Ганс придумал собирать на прокорм животным одуванчики. Когда он мирно щипал их на газоне в центре города, на него накинулись проходившие мимо социальные работники, выхватили из рук туго набитую сумку, и одуванчики высыпались на землю. Уличенный, таким образом, в краже одуванчиков, злосчастный животновод был судим и отправлен на принудительное лечение.
Звери были конфискованы по суду. Но, что гораздо хуже, были уничтожены все его работы и коллекции, квалифицированные как мусор. Среди уничтоженного были рисунки, маски, скульптуры, стоившие ему многих часов, дней, месяцев работы. (...)
Оживал очень медленно: начал рисовать шариковой ручкой, фломастером, снова стал ходить в цирк.
Не так давно в здании Дамфбад прошла выставка работ Тегельбекерса под девизом "Художник 2002 года". (...)
Сейчас Ганс-Йоахим, помимо творчества, работает церковным служкой, открывая и закрывая Штифткирхе, и с утра до ночи бегает по Баден-Бадену, разнося продовольствие бедным старушкам."
В Баден-Бадене есть одна особенность, характерная для маленького городка, стоит только загадать и ты обязательно встретишь кого угодно – Тегельбекерса я увидела вечером в супермаркете сети "Пеннимаркт" и попробовала "напроситься" к нему в мастерскую, но оказывается горький опыт даром ему не прошел – он шарахается от всех и вся и боится кого бы то ни было, даже давних знакомых, приглашать в свою мастерскую. Свой отказ он мотивировал тем, что у него совсем нет времени.
3. Мир обретенный и потайной.
Селина Гурок, бывшая киевлянка, художник и искусствовед. Когда есть настроение и обстоятельства благоприятствуют, может работать очень много. Материалов по бедности имеет мало, зато фантазии и темперамента сколько угодно. Картины, созданные в технике темперы и гуаши, а также смешения различных техник, уникальны. Но они все еще ждут своего открытия. Пока что можно говорить, что это самый настоящий "андеграунд", тот самый неприглашенный и неофициальный, но искренний и неповторимый. Конечно, придет время и этих работ. Но никто ведь не говорил, что художникам легко жилось в какие-либо времена, будь это вечный изгнанник Караваджо, трудившийся в поте лица своего и прозябавший в нищете Ван Гог, уединившийся на Таити Гоген... Беседа с художником, это лишь маленькая частичка айсберга. За художника всегда говорят его картины:
– В чем, на твой взгляд, смысл и предназначение творчества?
– Какие явления, видения либо реалии тебя вдохновляют?
– Я могу браться за работу, когда на душе спокойно и радостно. Очень важна поддержка людей, чьим именем я дорожу. Вдохновляет меня музыка.
– Что является необходимым условием для создания благоприятной творческой атмосферы?
– Благоприятствующая окружающая обстановка: любовь, влечение, внутренний покой.
– Какие факторы служат помехами в твоей творческой реализации?
– Талант всегда беззащитен, а бездарность – зубаста. Условия жизни и отсутствие моральной душевной поддержки. И актеру нужен хоть один зритель.
– Любила ли ты рисовать в детстве?
– Многое зависит от учителя рисования. У меня был хороший учитель, он не навязывал нам какие-то академические схемы, а рассказывал истории из Конан-Дойля. А еще я посещала изостудию при Национальном университете им. Т. Шевченко, которой тогда руководил Дмитрий Селезнев, он был очень добрым человеком, а для ребенка это важно.
– А что послужило одним из основных толчков к тому, что ты взялась за кисть в уже довольно зрелом возрасте?
– Дочь тогда закончила школу и я почувствовала себя внутренне раскрепощенной. Вообще, страсть к искусству, я думаю, у меня врожденная. Моя мать вместо колыбельных пела мне романсы. А в 1990-м году я побывала на Иссык-Куле, там, где мать находилась в эвакуации в годы войны. Свою первую картину я назвала "Тамга" (в переводе с кыргызского означает "Клеймо"), так назывался поселок, рядом с которым мы отдыхали. И в тех же местах родился в свое время романс "Осень. Туманное утро. Даль из тонов перламутра..." Это был из любимых материнских романсов и свою первую картину я посвятила памяти о ней.
– Твои любимые художники?
– Это зависит от времени и состояния души: Эль Греко и Михаил Врубель. Хуан Миро и Джорджо Де Кирико. Волнует цвет и экспрессивная манера изображения. Всегда мне очень нравился Христос, изображенный в киевском Владимирском соборе Поленовым.
– Когда ты ехала в Германию, ты рассчитывала на какие-то интересные встречи и на то, что здесь ты найдешь круг единомышленников? Почему, на твой взгляд, ситуация оказалась тупиковой?
– Иначе я бы, конечно, не решилась на отъезд. Мы с моим покойным мужем пытались найти психоэкзистенциальный творческий центр в Рютте (это в окрестностях Фрайбурга, в свое время там побывал Андрей Белый), но его скоропостижная смерть выбила меня из колеи. Германия и немецкий менталитет чужды мне. Напрасно принято считать, что немцы точно и добросовестно выполняют свою работу. Это такой же миф, как и то, что русских здесь принято считать в основной массе дураками и бездельниками.
– Картина, которую ты бы хотела написать в ближайшее время, чему она будет посвящена?
– Она может родиться екак отражение моего внутреннего состояния. Это может быть удивительное растение с золотыми узорами или луна в золотом и серебряном сиянии.
– Что ты можешь вложить в понятие "психология творчества"?
– Линия, оставляемая движением руки художника передает его психоэмоциональное состояние. И цвет, и сны цветные, сюжетные.
– А что ты думаешь о немецком менталитете?
– У немцев практически отсутствует свобода духа. Менталитет дрессированного животного. Здесь можно процитировать высказывание писателя и публициста Рейнгольда Шнейдера (1903-1958), сделанное им в одном из докладов после войны. Он открыто осудил негативные стороны немецкого менталитета. Он говорил, что "самая большая опасность для немцев: выдумывать, вместо того, чтобы стараться увидеть; требовать, вместо того, чтобы смиряться; натужно создавать образ реальности, вместо того, чтобы принимать существующее; стремиться мстить всему миру за то, что он не соответствует произвольно сконструированным представлениям". (Прим.А.Л.: цит. по книге Е. Пазухина, Е. Жаворонковой "Будем делать Баден-Баден")
Но, конечно, в позитивном плане можно отметить, что большинство немцев очень вежливые люди.
– А что ты можешь сказать об украинском менталитете?
В отце Льва Кропивницкого – Евгении Борисовиче было что-то от дореволюционных меценатов, он покровительствовал талантам, независимо от их творческого менталитета: от сына сапожника Генриха Сапгира до харьковчанина Эдуарда Савенко (Лимонова). Он их материально поддерживал и кормил.
Иван Кавалеридзе был очень добрым человеком: когда я работала с архивными фондами, касающимимся его деятельности – он оставлял мне ключи от квартиры и говорил, где стоит обед. Талант его был недооценен в Москве. Ему даже не давали утвердить на главную роль в фильме «Повя» ту актрису, которую он хотел выбрать. Эту роль дали Людмиле Гурченко.
Что касается жизненных проблем, то, например, Николай Глущенко побаивался каждого шороха, опасался, что из КГБ могут его забрать. А из органов к нему приходили, например, попросить почитать книгу В. Винниченко Во Франции Н. Глущенко был дружен с генералом Игнатьевым, который передал армейскую казну Советской власти и был послом.
4. «Портрет художника в молодости» на заокеанском просторе.
С Альбертом Файнгольдом мы познакомились на его персональной выставке в январе этого года в Музее частных коллекций на Печерске. Бывший киевлянин вот уже почти 15 лет живет в Нью-Йорке, но очень часто прилетает в Киеве – здесь у него дети. Счастлив ли он в своих исканиях? Альберт сильно не рефлексирует по этому поводу – в конце концов, жизнь сама расставляет акценты. Мы решили поговорить о его творческих исканиях:
Беседовала и комментировала Анна ЛОБАНОВСКАЯ, Баден-Баден – Киев